Сегодня хочу поговорить о зависимости, и не только о её проявлениях, но и о том, как мы можем с этим работать, особенно когда речь идёт о детях и подростках.
Зависимость: что это?
С точки зрения нейробиологии, зависимость — это поиск лёгкого "сладенького". Например:
🍷 Если взрослый человек уходит в алкоголь, это значит, что он не справляется с чем-то в своей жизни и выбирает такой способ "решения".
🎮 Если подросток зависает в телефоне или играет в игры, это тоже сигнал: он получает там то, чего ему не хватает в реальной жизни.
И здесь мы сталкиваемся с важнейшей задачей: создать сообщество, в котором детям и подросткам будет интереснее, чем с гаджетами.
Короткий и длинный дофамин
Современные игры, соцсети и приложения построены на механике короткого дофамина: нажал — получил удовольствие. Быстро, просто и сразу. Эти механизмы затягивают и убивают способность к длинной мотивации.
А ведь всё самое важное в жизни приходит через:
- Долгую работу.
- Постепенные усилия.
- Умение ждать результат.
Как взрослые, мы знаем, как радостно видеть плоды своей работы после долгих стараний. Но подросток этому ещё не научился, и наша задача — показать ему, как это работает.
Как мы с этим работаем?
🔨 Мы создаём проекты, сообщества и активности, где:
- Нет гаджетов и интернета.
- Есть предметная деятельность.
- Люди общаются вживую.
🏕 В нашем проекте дети оказываются в лесу, в Тайге, где нет электричества и связи. Они учатся взаимодействовать друг с другом, работать над реальными задачами и быть частью команды.
Среда, которая меняет
Как говорил один из замечательных педагогов советского времени:
"Чтобы засолить огурец, его не нужно убеждать или мотивировать. Просто положите его в банку с другими солёными огурцами — и он просолится сам."
Наш проект — это именно такая "банка": среда, где дети и подростки учатся жить, работать и радоваться без гаджетов. Они открывают для себя настоящую дружбу, реальные результаты своего труда и радость от того, что делается вместе.
Вместе — интереснее! И это то, что помогает нам и нашим детям быть сильнее любой зависимости. 💪✨
Зависимость: что это?
С точки зрения нейробиологии, зависимость — это поиск лёгкого "сладенького". Например:
🍷 Если взрослый человек уходит в алкоголь, это значит, что он не справляется с чем-то в своей жизни и выбирает такой способ "решения".
🎮 Если подросток зависает в телефоне или играет в игры, это тоже сигнал: он получает там то, чего ему не хватает в реальной жизни.
И здесь мы сталкиваемся с важнейшей задачей: создать сообщество, в котором детям и подросткам будет интереснее, чем с гаджетами.
Короткий и длинный дофамин
Современные игры, соцсети и приложения построены на механике короткого дофамина: нажал — получил удовольствие. Быстро, просто и сразу. Эти механизмы затягивают и убивают способность к длинной мотивации.
А ведь всё самое важное в жизни приходит через:
- Долгую работу.
- Постепенные усилия.
- Умение ждать результат.
Как взрослые, мы знаем, как радостно видеть плоды своей работы после долгих стараний. Но подросток этому ещё не научился, и наша задача — показать ему, как это работает.
Как мы с этим работаем?
🔨 Мы создаём проекты, сообщества и активности, где:
- Нет гаджетов и интернета.
- Есть предметная деятельность.
- Люди общаются вживую.
🏕 В нашем проекте дети оказываются в лесу, в Тайге, где нет электричества и связи. Они учатся взаимодействовать друг с другом, работать над реальными задачами и быть частью команды.
Среда, которая меняет
Как говорил один из замечательных педагогов советского времени:
"Чтобы засолить огурец, его не нужно убеждать или мотивировать. Просто положите его в банку с другими солёными огурцами — и он просолится сам."
Наш проект — это именно такая "банка": среда, где дети и подростки учатся жить, работать и радоваться без гаджетов. Они открывают для себя настоящую дружбу, реальные результаты своего труда и радость от того, что делается вместе.
Вместе — интереснее! И это то, что помогает нам и нашим детям быть сильнее любой зависимости. 💪✨